Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Кардаилово Илекского района - Батюшка – слово теплое.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Батюшка – слово теплое.

Оренбургские епархиальные ведомости, февраль 2009г.





Хрусткий белый снег в селе Кардаилово. Нет тут фабрик, нет заводов, по улицам то и дело проезжают сани, запряженные лошадьми. И вот среди зимней белизны, в которую вкраплены темные пятна перелеска, да желтые— раскиданной на дороге соломы вдруг вырастает на краю села круглый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его удивительная архитектурная особенность, да еще веселая желтая краска, которой выкрашена верхняя часть, рождает в душе неожиданное, какое-то детское чувство восторга. Какой храм посреди села! Да еще с колоннами... Красивый старинный храм 1828 года постройки - гордость всех кардаиловцев. В Илекском районе, где раньше храмы были почти в каждом селе, остался более-менее целым только вот этот. Но само строение, пусть даже красивое, не было столь привлекательно для сельчан, если бы настоятелем в нем не был удивительный, очень мудрый, живой по характеру иерей Валерий Логачев.




Как пьяница исцелился от греха

Дружная семья Логачевых в село приехала по указу митрополита Леонтия в сентябре 1998 года и довольно быстро «пришлась ко двору». Батюшка очень добрый, внимательный, двери его дома открыты днем и ночью. Порой мужикам на трезвую голову стыдно на исповедь в храм идти, так они приходят после полуночи домой к священнику пожалиться. Один, такой вот, на путь истинный направился. Не раз говорил, мол, на себя смотреть тошно, а ничего сделать не могу. Священник сказал ему: «Что ты ко мне ходишь, иди в храм, у Господа проси!» И вот горемыка месяц за месяцем, даже в пьяном виде, приходил в храм и молился у иконы Николая Угодника, его не гнали, терпели. Исцелился! Уже несколько лет даже капли в рот не берет, плетет замечательные корзины для куличей.


К иконе Николая Угодника в кардаиловском храме особое, трепетное отношение. Образ, написанный на металле, конечно, удивительно красивый. Святой взирает на молящихся строго, но с большой любовью. Говорят, что глава сельской администрации не раз в период задержки финансирования молился у образа Чудотворца, деньги приходили на следующий же день. А что? Под Богом ходят, у Бога просят, вот многое и получается...

Особый разговор о духовном воздействии Православия на ребятишек, которых в Кардаилово — целый детский дом! В храм - через дорогу, на Причастие и Исповедь вос­питанники приходят добровольно и регулярно. Воспитатели хором утверждают, что занятия в православном кружке, который уже не первый год ведет в детском доме старший воспитатель Лада Георгиевна Старикова, помогают уберечь детей от плохого. Ведь у большинства из них нет ни матери, ни отца, кроме Господа и Божией Матери...

Особую «скрипку» в этой духовной симфонии играет заместитель директора кардаиловского детского дома Ирина Кравцова. Женщина молодая, но мудрая. Да с этими ребятишками седых волос прибавляется очень рано! У Ирины Анатольевны был свой непростой путь к Господу, об этом мы расскажем в следующих номерах нашего журнала. У нее буквально каждый день насыщен такими происшествиями, такой ответственностью за сирот, что без Бога и святых заступников тут просто не обойтись. Был случай, убежали из детдома сразу пятеро ребят, подались в неизвестные края. Заместитель директора, не найдя лучшего решения, упала на колени и стала слезно просить у Николая Угодника и Божией Матери заступничества. Дети были найдены буквально в два дня. Сами вышли к машинам, на которых воспитательницы искали «бегунков» на трассе!

Но мы немного отвлеклись. Речь-то идет об удивительных иконах кардаиловского храма. Любой священник, а не только отец Валерий Логачев, подтвердит тот факт, что иконы в храм «приходят» вовсе не случайно! Я имею в виду не современное убранство храма, а те старинные иконы, которые начинают появляться в церкви, когда та открывает свои двери. Их приносят бабушки и дедушки, спасшие святые образы от поругания во времена революции, семьи репрессированных, которые прятали иконы у себя в сундуках под платьями и боялись сказать что-либо о том, какие драгоценные семейные реликвии находятся у них дома, иначе всю семью отправили бы на расстрел или на лесоповал. Так, например, две иконы в храме принадлежали ранее семейству Нестеренковых—это Пресвятой Богородицы «Казанская» и святителя Иннокентия Иркутского. Семейство в свое время за принадлежность к Церкви и казачеству (глава семьи был пострижен в монахи с именем Иннокентий, а один из сыновей был регентом) подверглось жестоким репрессиям со стороны красных властей, пришлось им убегать из дома ночью, в чем были, взяли с собой только икону Казанской.

Про чудо, связанное с иконой «Неопалимая Купина», рассказал мне отец Валерий. Однажды с ее помощью, пока не приехал пожарный расчет, пришлось тушить огонь. Пламя полыхало в колхозной конторе, прихожане вместе с отцом Валерием обошли с молитвой и иконой горящее строение, и... огонь спрятался под крышу. Удалось даже отстоять некоторое имущество. В селе, конечно, немало скептиков, которые не верят ни во что. Но вот этот факт, как говорится, заставил задуматься.

Еще одну икону-страдалицу принесли в храм недавно, сзади—надпись на доске: «Святая икона написана Александрой Стрижекозиной на святой Елеонской горе, там же освящена и пожертвована в церковь Кардаиловской станицы, 1911 год». Видимо, в годы лихолетья она была забрана из храма, а потом служила в курятнике цыплячьей загородкой!




Но больше всего событий связано со старинной афонского письма иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона. Великомученику здесь регулярно служатся молебны, со всей округи приезжают люди, берут масло из лампады, по вере многим дается исцеление.

Жизнь духовная—просветляющая

О постижении Псалтири на церковнославянском у отца Валерия есть собственная история. Никак в свое время не давался ему язык наших предков.

—Я к 97-му году несколько лет уже пел на клиросе, начал читать, мне стали доверять шестопсалмие и Апостол. Но вот озвучиваю, как попугай, а понимать — не понимаю. Купил двуязычный Новый Завет, стал читать ежедневно по главе. Читаю — строчку по-славянски, ту же строчку смотрю в переводе. Пытался без перевода — не по­нимаю. Наступал Великий пост, службы долгие, читать надо много, а как без понятия? Ох, и взмолился тогда: «Господи, да помоги ж ты мне, безтолковому! Не для собственного удовольствия нужно, для дела!» Наступил пост, спал на полу, под подушку клал тот самый Новый Завет. Недели две в книгу не заглядывал, чтобы не расстраиваться. Потом все-таки открыл—вот это да! Перевод не нужен - все понятно! Слава Господу!



—Я сегодня почти любого прихожанина могу поставить на клирос! — говорит он.

Как так получилось, что почти все постоянные прихожане знают церковносла­вянский язык и могут свободно читать Псалтирь? Перед началом Великого поста в храме однажды объявили, что все желающие могут обучиться клиросному чтению. Набралось человек пятнадцать. Служили каждый день—полунощницу, часы, повече­рие. В селе люди образованные — три учебных заведения: школа, училище, детский дом. Много педагогов, тянутся к знаниям даже в пожилом возрасте.

—В свое время в иконной лавке собора я скупил больше десятка «Православных богослужебных сборников»,— поясняет отец Валерий, — которые нас и выручают уже больше десяти лет. Вот эти сборники и раздали. Сначала люди следили за чтением опытных чтецов. Потом самые смелые получали задание на следующий день — часы, кафизмы. В посту чтения много, за день че­рез клирос пропускали до шести человек.

В первый день каждый читает, как может—не останавливаем, на ошибки вни­мания не обращаем,— рассказывает дальше священник. — Главное, чтобы человек преодолел страх и смущение, почувствовал поддержку окружающих. На второй день служим с остановками—на каждой ошибке. На третий день ошибок бывает немного. И так за время поста обучили всех, кто хотел...


Следующий шаг—научиться понимать текст Священного Писания. Со второй недели поста уже чтение Евангелия на часах. У каждого в руках—Новый Завет на русском. Объявляю, какую главу начинаем. Читаю не спеша, чтобы пожилые могли спокойно следить и осмысливать. В общем, за два Великих поста мои самые активные прихожане научились понимать службу!

Самое интересное, что довольно долгие церковные службы, да еще и с остановками, пролетали как бы на одном дыхании, после окончания не было усталости, хотелось служить еще!—радостно констатирует отец Валерий.

А лет шесть назад в Кардаилово организовали чтение Псалтири целым приходом. Собрали желающих двадцать человек, составили список и распределили кафизмы. Каждый читал за день одну кафизму. В итоге за двадцать дней прочитывалась вся Псалтирь. Также получается, что вся Псалтирь прочитывается на приходе за сутки. На «славах» читаются поминовения о здравии и о упокоении. Для людей все эти действия священника оказались очень важными: приход становится более сплоченным, мы не только делаем общие дела, но и молимся совместно и в храме, и дома. Договорились считать, что если кто-то не прочитал положенной кафизмы, враг ворвался в наш круг. Ведь не секрет, что в селе при большой физической нагрузке к вечеру валятся с ног, а тем более пожилые люди, бывает, что на молитвы просто сил нет. А тут – такая ответственность, не просто за себя, а за село, ближних. Тут уж хоть полуживой, а молиться надо. Для каждой отдельной души это многого стоит...

Отец Валерий на четыре прихода один, и каждый день служить в храме, конечно, не может. Но все равно в кардаиловской церкви каждый день звучит молитва - приходят «штатные» и «нештатные» чтецы, читаются часы, каноны, акафисты. Вообще, чтению и пению на приходе уделяется большое значение. Главное, чтобы все звучало с чувством, толком и сердечным разумением.

— Однажды пришла к нам бабушка на клирос, - вспоминает отец Валерий, - как говорят в народе, беда привела. Вот с ощущением этого своего несчастия, с упованием на Господа и читала она молитвы. «Каждое слово пропускала через сердце», - так сказала она. Было, читает часы, а у самой слезы, еле сдерживает плач. Такое чтение, с пониманием, с расстановкой и постарались закрепить, ему учим и всех новых клирошан.

У отца Валерия дома и в храме очень богатая библиотека, он выписывает книги, вся семья читает, а потом литература расходится по всему селу. Просвещаются все, несмотря на то, что чуть ли не половина Кардаилово—казахи.




—Ну и что?- отвечает матушка Зоя, которая служит регентом в хоре храма, на наши расспросы.— У нас в свечной лавочке долго работала крещеная казашка . Так ее горячей вере могли бы позавидовать наши потомственные православные!

Действительно, Свет Христов просвещает всех!

Батюшка на все руки мастер. Было дело— металлолом собирал, делал шлакоблоки, пек хлеб, даже лес пилил, чтобы как-то заработать на восстановление храма. Сейчас пришел к выводу, что все это не стоит затраченного времени и того осуждения, ко­торому подвергается священник, занимаясь не свойственным ему делом. Ведь никому не объяснишь, что все эти «заработки» — вынужденные, и не будь их в свое время, вряд ли было бы сделано столько для восстановления полуразрушенного храма.

Храм восстанавливается, а вот жить семье священника приходится в доме, которому уже давно требуется капитальный ремонт. Лет восемь назад самостоятельно сделали фундамент для пристройки. А в прошлом году, купив несколько мешков цемента, решили применить строительное «ноу-хау»: смастерили стену, из которой пустые стеклянные бутылки торчат. В опалубку заливали бетон, смешанный со шлаком и опилками, а для создания утеплительных пустот (как в шлакоблоке) использовали стеклянные бутылки. На большой кусок стены ушло всего три мешка цемента! Экономия, однако, чувствительная.

—Вы где же это, отец Валерий,— спрашиваем,—столько бутылок набрали?

—Да я не пью!—улавливает ход наших мыслей священник.—Меня после третьей рюмки кагора уже тошнит. Это народ прознал, что я задумал пристрой с при­менением «бутылочных утеплителей», и самосвалами стали возить. Благо этого добра в деревне хоть отбавляй!

Живности батюшка не держит. Пробовал поначалу, но получалось, несмотря на шестилетний опыт фермерства (и через это прошли в свое время!) не очень хорошо—за хозяйством нужен глаз, а тут службы, требы, часто приходится ездить по делам строительства храма и издательства. Но зато есть небольшой собственный садик, теплица, где уже в феврале — зелень и редиска, а в марте—даже огурцы.

И все же главная забота отца Валерия - храм. Изящное строение для сельской глу­бинки. Достался он батюшке в удручающем состоянии, за десять лет своего священства на приходе отец Валерий вместе с благодетельницей Марией Зайцевой—внучкой монаха Иннокентия и ее сыном Романом завершили большую часть работ по реставрации. Восстановлена колокольня, перекрыт новым железом весь купол, в прошлом году храм полностью снаружи оштукатурили, а в этом, с Божией помощью, планируется окончательная отделка. Возле алтаря установили памятный знак жителям села, погибшим за веру в годы репрессий, сведения о которых много лет собирала Мария Андреевна.

Музыка и миссионерство

У матушки Зои и отца Валерия музыкальное образование, оба начинали с работы в Доме Пионеров, а отец Валерий в свое время был участником известной в Оренбурге эстрадной группы «Встреча», помогал своему однокурснику по музучилищу Сергею Кузнецову на начальных шагах знаменитой группы «Ласковый май», руководил и работал сам в эстрадных коллективах и фотостудии. Матушка сразу после училища начала работу с хором, потом работали в сельских домах культуры – батюшка пел и играл на разных инструментах в народном ансамбле песни и пляски «Прибужье» на родине матушки – Западной Украине, матушка – тогда еще просто Зоя, работала завклубом в селе, позже пели в церковных хорах. Теперь в кардаиловском храме один из лучших православных хоров в области. Даже паломники приезжают специально на службу – хор послушать.


С прошедшей весны матушка поле нескольких лет уговоров со стороны администрации села пошла аккомпаниатором в Кардаиловский народный хор. Но получилось так, что через несколько месяцев руководитель хора - заслуженная артистка России ушла на пенсию, и матушке пришлось брать руководство на себя – за неимением кадров. Матушка Зоя—руководитель, а отец Валерий сочувствующий и тех.поддержка —подпевает, подыгрывает, делает на компьютере минусовки для солистов, настраивает по старой памяти звуковую аппаратуру. Хотя и без особого удовольствия, ему по нраву больше бардовскя песня и классика, чем украинские прибауточные запевки и современный рок. Но за возможность влиять на репертуар и приучение людей к хорошей музыке можно своим удовольствием и поступиться.

Великим Постом удалось уговорить даже неверующих хористов спеть Пасху в храме. И в клубе – зазвучала Пасха! Для того, чтобы невоцерковленным хористам, особенно мужчинам, легче было придти в храм, решили пока проводить репетиции в клубе. Да и в храме пыль сейчас столбом – заканчивают внутреннюю отделку, к празднику храм станет внутри из серо-цементного ослепительно белым. А еще и хор из почти сорока человек запоет - будет селу Праздников Праздник!



Еще один момент. В народном хоре поет много сельчан, и раньше на репетициях здесь часто звучали вольности, даже ругань по деревенской привычке — «для связки слов». А теперь не получается - матушка руководитель, да еще и батюшка на каждой репетиции присутствует. В начале и конце репетиции звучит молитва. Даже глава районной администрации при встрече заметил супругам: «Вы поменяли атмосферу в Доме культуры». Все больше в свободную минуту разговоров о Боге, Церкви, да и репертуар меняется. Все больше хористов из «мирского» хора приходят на спевки церковного. Ведь хористы в большинстве не слышали раньше духовной музыки, а сейчас, услышав литургийные сложные и красивейшие песнопения в исполнении «церковной» части объединенного хора, с радостью присоединяются, говорят – душа поет от такой музыки! Мужики, которых раньше калачом в церковь было не заманить, по просьбе матушки стали приходить на литургию на клирос, чтобы не делать дополнительных репетиций этой части Пасхальной службы.





Привычными для села стали и детские спектакли, посвященные большим церковным праздникам. Сценарии, нужно сказать, весьма профессиональные, для них пишет та самая Ирина Кравцова— заместитель директора детского дома

Участие супружеской четы в различных светских мероприятиях неожиданно возымело удивительный миссионерский эффект. Люди вначале с большим удивлением наблюдали, как отец Валерий мастерски играет на флейте, гитаре, синтезаторе и даже деревянных ложках на колхозном собрании в честь уборки урожая. А когда он продемонстрировал еще и собственные слайды, запечатлевшие нелегкую сельскую жизнь, передовиков производства и просто сельчан — как будто что-то изменилось в людях. В селе священник обычно как бы немного в стороне, «не от мира сего», а тут неожиданно для многих стал своим. Даже те, кто раньше сторонился церкви, теперь приходят в храм.

А руководитель хозяйства официально в засуху высказывает просьбу помолиться, «чтобы дождичек пошел на поля». Каждую весну приглашает батюшку перед посевной освятить семена и стада перед выгоном на пастбища. В колхозе много мусульман-казахов, так интересно, что активнее всех просит об освящении скота именно заведующий фермой—казах!

У батюшки дома – целое издательство, компьютеры, принтеры, другое оборудование. Печатают брошюры для библиотеки и на продажу, тиражируют понемногу православные диски. Многие сельчане приходят то сфотографироваться на документы, то просто отпечатать фото с телефонов и фотоаппаратов, сделать календарики к юбилею и многое другое. Часто звучат просьбы о ремонте компьютеров, обучении разным программам, настройке интернета. Батюшка никому не отказывает. Получается такое ненавязчивое миссионерство – батюшка чем может помогает людям в бытовых делах, а это в свою очередь помогает людям преодолеть полосу отчуждения к церкви и ее служителям, которое навязано многими годами атеизма. Самое интересное, что батюшка ни на что не устанавливает цену – ни на требы, ни на свои услуги.

Позиция такая: священник – отец своих прихожан. Как можно торговать с детьми? Если отец хороший, добрый, дети никогда не дадут умереть с голоду. Как хочешь, чтобы поступали с тобой люди, так и ты поступай – эти евангельские слова оправдываются полностью. Именно такое отношение дало возможность практически без спонсоров сделать очень многое для восстановления храма. Да и в быту – зачем не обратишься к людям, все стараются услужить бесплатно, а за услуги дают зачастую суммы, кратно превышающие стоимость таких услуг в бытовых службах.

В храме на праздники стало не протолкнуться, успешно действует православная библиотека и видеотека—собрана огромная коллекция дисков, больше тысячи, и теперь всем желающим можно не только посмотреть православное кино прямо в храме, но и послушать церковные песнопения, и взять интересующие диски напрокат.

Отец Валерий времени даром не теряет, у него в планах - создание молодежного музыкального коллектива. Уже не одного сельского парня обучил игре на гитаре, которой сам владеет достаточно профессионально. В местном училище выпросили старенькую списанную ударную установку, есть синтезатор, электрогитары, необходимое звуковое оборудование. Есть и молодежь, желающая применить инструменты в дело. И самое интересное, что большая часть учеников—выпускники воскресной школы.

Вера Жидкова.

Фото

из архива иерея Валерия Логачева,

с Кардаилово, Илекский район.


Назад к списку

Новости

  • Новый настоятель храма
  • 28 Сентябрь 2010
  • Назначен новый настоятель иерей Олег

    Указом Его Высокопреосвещенейшего Владыки Валентина от 28 сентября 2010 года назначен новый настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы иерей Олег Цаплин.

  • Концерт православной и бардовской песни
  • 08 Июнь 2010
  • 4 июня 2010 года на площади за оренбургским торговым комплексом «Новый мир» (ул. Салмышская 41), прошел концерт авторской гитарной песни в исполнении настоятеля Покровского храма с. Кардаилово Илекского района иерея Валерия и матушки Зои Логачевых. В программу вошли бардовские и духовные песни о дружбе и любви, о чести и счастье, о правде и праведности, о грехе и расплате за него, о жизни и смерти. Концерт прошел успешно, зрители выразили надежду вновь увидеть и услышать дуэт семьи священника.